27.03.2018

Гоголь Заколдованное место




Эта повесть Николая Васильевича Гоголя относится к его ранним произведениям. Точной даты написания рукописи нет, но по подзаголовку и манере повествования, видно, что работал молодой писатель с этой историей в 1829-1830 годах.

Гоголь Заколдованное место


В трёх своих повестях «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место», которые вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», литератор решил обратиться к сложной иерархичности. Он написал эти рассказы от лица дьячка, одной из церквей. В «Заколдованном месте» дьяк рассказывает не про себя, а про своего деда Максима, перенося слушателей в пору, когда ему самому было лет одиннадцать.

Такой манерой изложения событий автор смог добиться двойного эффекта. Во-первых, Николай Васильевич снял с себя всю ответственность за правдивость истории — он просто красиво описал рассказ дьячка местной церкви. Во-вторых, литератор акцентировал внимание на народности, полностью погружая читателя в крестьянскую жизнь.

В странное путешествие отправляет рассказчик своих читателей. В путешествие полное небылиц, от которого веет сказками и легендами. Фольклорные особенности, используемые Гоголем, делают народную фантастику лёгкой и непосредственной. А задорный юмор добавляет ярких красок.

Несмотря на то, что писатель с раннего детства приобщался к христианской вере, чему во многом способствовала его мать, и искренне веровал, он испытывал пристрастие к «страшилкам» и «ужастикам», которые мог слышать от старых людей, летом у костра, зимой под лучиной. Эта таинственность и потусторонность пугала и привлекала мальчика, а позже так красиво и талантливо выплеснулась в литературные шедевры.

Стиль произведения


Интрига, которую затеял Гоголь, полностью соответствует тем знаниям фольклора, к которым автор имел пристрастия с самого раннего детства.

Мифотворчество многих народов фантазирует, и даже выдаёт за правду, поиски кладов. Часто эти клады ищут именно ночами, на кладбищах или вблизи кладбищ, где непременно появляются непонятные существа, пугающие всю округу и внешним видом, и странными звуками. Словно невидимые стражи, различные чудовища гонят соискателей богатств от охраняемых ими объектов.



Такие проклятые места лучше вовсе обходить ведь, как правило, участники поживиться задарма остаются не с чем и ели уносят ноги от проклятых мест. Народная мудрость будто подчёркивает, что неправедно добытое богатство не даёт ничего хорошего. Незаработанное не стоит трогать.

Все события происходят на Украине, поэтому писатель щедро усеял свой рассказ украинскими словами, которые вносят особый шарм в текст, написанный на русском языке. А мелодичность украинской речи, переданная русскими словами, только выиграла, размыв границы между двумя братскими народами.

Гоголь


Поскольку само повествование изложено в виде пересказа, Николай Васильевич, словно сняв с себя все обязательства, не стесняясь, чертыхается всю повесть. Но как искусно и с каким юмором: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!», «Здорово, здорово, брат! Что за дьявол!», «Танцуйте, собачьи дети!», «А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!»

Гоголь преследовал цель погрузить своего читателя в атмосферу народной фантастики и лукавства. Чтобы каждый слушатель почувствовал себя причастным к действиям уже ушедших лет, словно сидя напротив самого дьячка.

Язык Фомы простой и понятный. Он не старается произвести впечатления на слушателей, и лукаво не мудрствуя, не без удовольствия, вспоминает своё беззаботное детство. Фразы которыми рассказчик выражает свои мысли, часто далеки от изысканности, но в том и есть вся прелесть сказанного.

Главный герой


Дед Максим — это персонаж, показанный автором с большой любовью. Бескорыстный, приветливый, с открытой душой крестьянин, умеющий работать и любить. Он сплошное очарование. А вся ирония, вложенная в этого героя абсолютно безобидна.

Главный герой дед Максим


Весёлый, подвижный, трудолюбивый старик засеял баштан и теперь ухаживает за бахчевыми культурами, которые неплохо продаются или обмениваются. Сам хороший трудяга, дед Максим приучает к труду своих внуков. Дети выполняют на поле не сложную работу — гоняют воробьёв да ворон. И хотя старик постоянно называет их «собачьими детьми» всем понятно, что любит он их безмерно. Дети это чувствуют и не бояться подшучивать над пожилым родственником.

Он имеет много знакомств. Ведь каждый день встречает и провожает чумаков, проезжающих мимо его полей. От них он узнаёт новости, слушает рассказы, вспоминает былые времена.

Главный герой не только трудяга. Он и в отдыхе игрив. Подбивает внуков сплясать для проезжавших гостей, да и сам не может усидеть на месте, да так выплясывает, что ребятня посторонилась, уступив место деду.

Это смелый старик. Он не боится самого чёрта. Задумав раздобыть клад, запросто в одиночку отправляется на поиски. Не смущает его ни темень, ни призраки, ни странные звуки. Даже вдруг перепугавшись, решает все силы предложить для того, чтобы вытащить призрачный клад.

Старик беспредельно добр и щедр. Раздобыв котёл, в котором по его предположению должен был быть клад, он тащит его прямиком к своим внукам, даже предварительно не заглянув вовнутрь. Всё что он раздобыл первым делом принадлежит его сорванцам. Дед так и заявляет: «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах!». Вот вся сущность этого старика.

Ну а то, что чёрт обманул деда, так что же? Старик вымыл руки и дал зарок больше не подаваться на подобные провокации, ещё и внукам завещал не верить чёрту: «все, что ни скажет враг Господа Христа, все солжет, собачий сын!»

Когда бы теперь старик ни услышал, что где-то неспокойно, сам крестится, вокруг кресты кладёт, да всех призывает следовать его примеру.



Заколдованное место


Аномальное место
То место, которое старик называет заколдованным, в наши дни назвали бы аномальной зоной. Попадает в него герой совершенно случайно и понимает, что здесь двигаться невозможно — ноги перестают подчиняться.

Да и внутри этой зоны всё неладно. Пространство и время смещаются, искажаются. Место кажется одновременно знакомым и незнакомым, реальность стирает границы и ориентиры.

Любого может сковать страх, ведь у этого места есть особенности: то испортится погода, то опустится кромешная тьма, то почудятся различные чудовища со всех сторон.

Писатель интересно описывает нечисть, окружившую деда. Сначала невидимая чертовщина реагирует на табак, чихнув и забрызгав деда. После птичий нос, баранья голова, почему-то застрявшая на верхушке дерева и медведь, не подходивший, а только показывающий своё рыло, начали дразнить старика. Что он не скажет, так нечисть на разные лады всё повторяет. Даже мысли читает. Да ещё мерзостная рожа прямо из горы вырисовывается, огромная и страшная. Даже природа стала на сторону нечисти: снизу куча без дна, сверху гора свесилась, кажется сейчас рухнет, вокруг одни провалы.

Однако, старик не из робкого десятка. Даже испытывая страх, он не бросает свою находку. Он твёрдо решил, что уходить с пустыми руками не будет.

В итоге клад оказывается пустышкой. Вместо драгоценностей, искатель приключений принёс домой «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».

После наблюдая за этим аномальным местом было замечено, что земля там не плодородит. Одним словом — нехорошее место.

Краткое содержание


Не нужно думать, что человек может совладать с нечистым духом. Если дьявольская сила решит обморочить человека, то обморочит. Так рассуждает церковный дьяк, который, будто в одолжение, готовится рассказать свою историю.

Дьячок рассказывает, что когда ему было лет одиннадцать, он с матерью, дедом и двумя братьями жил на хуторе. А отец с одним из четырёх детей, трёхлетним малышом, уехал в Крым — повёз на продажу несколько возов табаку. А кроху взял с собой приучать с малолетства чумаковать.

Дед
Дед, крепкий ещё старик, засеял баштан и привлекал внуков помогать ему. В обязанности детей входило гонять птиц с баштану. Все были довольны жизнью.

Мимо баштана проходила дорога, по которой только и ехали чумаки. Дед многих знал и любил послушать путников. Чего только не рассказывали мужики.

В один из вечеров проезжали чумаки на шести возах, и они оказались старыми знакомыми деда. Чумак с сизыми усами первый узнал деда Максима. А Максим стал всех называть по фамилиям, со всеми здороваться.

Все были рады такой встречи: покурили трубки, поели дыни. А после хозяин велел внукам станцевать для гостей. Да вскоре не выдержал и сам пустился в пляс.

Танцевал, танцевал и подошёл к одному месту возле грядки с огурцами. Остановился и стоит, ноги перестали слушаться. Отошёл — всё нормально, подошёл — снова ноги стали. Начал ругаться: «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение!» — не помогло. Ноги словно врастают.

Услышал, что кто-то сзади смеётся. Обернулся, а рядом никого. Да и сам он стоит посреди голого поля. Стал всматриваться и понял, куда его нечистая сила занесла. Понял — к попу на огород. И другой стороны гумно волостного писаря. Не растерялся. Нашёл дорогу и пошёл домой.

Пока шёл, увидел, что где-то на могилке свет показался. Это была свечка. Вдруг одна свеча потухла, но поодаль сразу загорелась другая. Всё понятно — это клад! Только с собой нет лопаты. Решил путник пометить это место, чтобы в другой раз быстро найти. Положил большую ветку. Пришёл на баштан совсем поздно. Чумаки уехали, дети спали.

На следующий день взял и лопату, и заступ, пошёл к отмеченному месту за кладом. Но не мог долго найти нужный участок. Тут ещё и дождь припустил. Пришлось возвращаться. Долго старик чертыхался.

Прошли сутки. Пошёл дед прокопать новую грядку, да не смог пройти мимо заколдованного места — стал в самую середину. Плясать не стал, а просто воткнул в землю заступ и сразу оказался на позавчерашнем поле. Всё узнал вокруг: дорожку, могилку, свечку, ветку.



На могиле лежал большой камень, заросший травой. Но старик смог его убрать в сторону. Решил понюхать табаку. Только достал табак, как кто-то так чихнул, что дерево покачнулось. Дед подумал: «не любит, видно, черт табаку!» и поругал чёрта, что тот не отворачивается в сторону когда чихает.

Продолжил работу искатель клада и действительно наткнулся на котелок. «А, голубчик, вот где ты!» — сказал герой. И вдруг эту же фразу повторили птичий нос, находящийся возле котла, баранья голова, застрявшая в ветвях деревьев и медведь, оказавшийся у дерева. Каждую следующую фразу дублировали те же голоса.

Стало страшно. Ночь тёмная, ни звёзд, ни месяца. Да ещё какая-то харя показалась из темноты, словно прям из скалы. Огромные страшные черты лица не просто смотрели из темноты, рожа показывала язык, словно дразнилась. Решил дед бросить котелок и уйти поскорее. Но успокоился, и собравшись с силами всё же прихватил котелок.

Дед Максим в лесу
Дело сделано, хотел старик понюхать табаку. Но только достал рожок, как стало что-то неладное происходить с пнём. Кажется старику, что пень пыхтит, показались у него уши, глаза, ноздри и он вот-вот чихнёт. Не стал Максим нюхать табак, не захотел снова быть оплёванным сатаной.

Схватил свою находку да и дал дёру, а сатана не отстаёт, словно прутьями чешет по ногам. Но и старик не сдаётся, бежит что есть мочи. Дух перевёл, только добежав к поповскому огороду.

Тем временем семья собиралась ужинать, а старика всё нет. Второй день поели сами. Тут мать пошла выливать помои и смотрит по дороге кто-то толкает бочку. Решила что это дети балуют и выплеснула туда помои. Оказалось это дед. Внуки рассмеялись, а старик поворчал на невестку.

С гордостью дед показал котелок и заверил детей, что теперь они будут ходить в золотых жупанах. Открыли котёл. А в котелке всякий мусор.

Разозлился старик на чёрта, который его обманул, обругал сатану. Место то заколдованное огородил забором и велел забрасывать его разным мусором с огорода. Даже когда сдавали эту землю в наём, и на всём участке был хороший урожай, на том заколдованном месте если что и вырастет, то и не разберёшь что: «арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец».

Анализ


Уникальность повести кроется в её народной самобытности. Жизнь простого украинского народа описана просто, без пафоса и преувеличений. Люди, о которых идёт речь, по большей части торговцы, по сути, бизнесмены, перевозящие различные товары. Автор их называет чумаками.

Отец самого рассказчика с возами табаку уехал в Крым, а мимо полей главного героя в день проезжает до пятидесяти возов. Те же кто ведёт оседлый образ жизни тоже не бездельничают. Даже детей с малых лет готовятся ко взрослой трудовой жизни.

В этом произведении вся мистика и таинственность, так искусно описанная мастером слова, не имеет цели напугать читателя, а скорее показывает, что желание получить какие-либо богатства просто так, быстро и без особых усилий, не приводит к положительному результату. Можно сказать, что нечистая сила в этом рассказе выполняет роль поучительную.

Закономерность подобного финала обусловлена народными легендами и поверьями, где любители поохотится за сокровищами почти всегда остаются с пустыми руками.

Нельзя сказать, что рассказчик призывает своих героев к честному труду — они и так трудяги, работающие без выходных. Писатель просто усмехнулся, излагая историю о желании быстрого обогащения.

Критика


Гоголь Н.В.
Как все истории из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» повесть «Заколдованное место» была принята с восторгом.

Изумлённый Пушкин, восторженный Герцен, поэт Баратынский, пожелавший сразу же познакомиться с Гоголем, как только прочёл его творения — все были в восторге. Литераторы каламбурили и говорили, что с такой «весёлой весёлостью» автора ещё не было, что в их полку прибыло. Гоголь стал всеобщим любимцем, правда, постоянно скрывающимся за своими многочисленными псевдонимами.

Признанный критик Белинский отзывался тоже хорошо о произведениях Николая Васильевича. Но нужно сказать, что большинство текстов он понимал по-своему и от этого делал выводы, которые автора расстраивали. Интерпретация Белинского часто не совпадала с той смысловой нагрузкой, которую писатель вкладывал в свои изложения. Но подача материала всегда была оценена по высшему разряду.

Прошло более ста восьмидесяти лет. Но повесть не утратила своей популярности. Она воспринимается читателем так же открыто и весело. Современный читатель, кроме литературного удовольствия, может рассматривать изложение, как исторический источник информации.

Гоголь, как проводник, легко позволяет погрузиться в деревенскую атмосферу, давно ушедших дней. Повествование ярко передаёт незамысловатый крестьянский быт, где все заняты делом, где работа не является непосильной ношей, и все мужики выполняют её с удовольствием. Здесь же детвора набирается ума, поглядывая на старших родственников. Все выполняют посильную работу.

Из истории можно сделать вывод, что семьи часто вынуждены разлучаться — чумацкий шлях неспокойная деятельность. Но народ не унывает и сам себя развлекает. А поскольку грамотность была делом не распространённым среди мужиков и фольклор во многом заменял книги, неудивительно, что пересказы одних и тех же легенд приобретали новые вариации и становились новыми сказаниями.

Всё это Николай Васильевич вынес из своего детства и щедро поделился с нами, сдобрив всё хорошей порцией юмора.

HashFlare
Поиск по сайту
Категории