Главная   ➤   Разное   ➤
12.03.2018

Гоголь Невский проспект




Замысел и первые наброски «Невского проспекта» Николай Васильевич Гоголь сделал в 1831 году. В 1833—1834 годах он работал над произведением, а уже в 1835 году повесть вышла в тираж.

Петербург сыграл большую роль в творчестве писателя, ведь он прожил довольно долго в столице.

Гоголь Невский проспект

В своих произведениях автор смог показать разный Петербург: светлый и мрачный, властный и безвольный, в лицах чиновников и маленьких людей.

Петербург в «Невском проспекте» особенный — он иллюзорный и лживый. Всё роскошество, утопающее в блеске огней, кажущееся прекрасным и ликующим, по сути, оказывается равнодушным, пустым, и даже глупым.

Бездушие города и неприглядность показана на жизненных примерах двух товарищей, Пирогова и Пискарева, которые очень разные, и по складу характеров, и по роду деятельности, но по иронии судьбы приятельствуют.

Сам же Невский проспект, словно весёлая маскарадная маска, надетая для того, чтобы скрыть всю неприглядность существующих порядков, где всё завуалировано и сокрыто, а холодный блеск роскоши не позволяет найти ни правды, ни защиты.

Данное произведение не выглядит комедийным, хотя без юмора здесь не обошлось. За внешней обыденностью описанных ситуаций, Николай Васильевич показал социальные отклонения от общепринятых норм, окрасив их в сатирические цвета. Гротеск всегда был сильной стороной писателя, и «Невский» не стал исключением.

Главные герои


Образ Поручика Пирогова
Тысячи обывателей в течение дня проходят по проспекту. Из этой толпы автор выхватил случайных прохожих. О них и пойдёт речь в повести.

Поручик Пирогов — самодовольный и самонадеянный нахал, принадлежавший к какому-то среднему классу общества, считавший себя учёным и воспитанным человеком. Природа наградила его своеобразными талантами. Он читает стихи, пускает дым кольцами, умеет рассказывать анекдоты.

Несмотря на офицерский мундир, все замашки у поручика мещанские. Та страсть к изящному, и покровительство художнику Пискареву, обусловлены желанием получить от него свой портрет. На отчаянный поступок он не готов. Это пошлый, вульгарный и трусливый тип.

Офицер думает, что его чин даёт ему полное право на внимание со стороны женщин, искренне считая, что ему и отказать-то ни в чём нельзя.

Образ художника Пискарева
Художник Пискарев — застенчивый, робкий, тонкий романтик. Несмотря на боязливость, душа молодого человека готова к чувствам открытым и глубоким, тем чувствам, которые могут превратиться в пламя из маленькой искорки. Из такой же маленькой искорки, может разгореться и его талант, не оцененный пока в полной мере.

Как человек приближённый к искусству, в женщине он ищет Музу, восторгается ею и боготворит. Его влюблённость в проститутку Гоголь сравнивает с жемчужиной, сначала найденной, а затем безвозвратно утерянной.

Молодой мужчина настолько не испорчен, что даже зная, кем является предмет его интересов, ищет ей оправдания. В своих снах, он ищет и находит подтверждение о чистоплотной нравственности девушки. Но это только сон, а реальность намного жёстче.

Гоголь не сжалился над своим персонажем даже перед смертью, оставив его в полном одиночестве, показывая читателю всю бесполезность прожитой жизни. Художник не смог проявить себя ни как представитель искусства, ни как нравственный спасатель. Его труды не были оценены, он умер всеми оставленный и всеми забытый.

Женщины в поэме


Писатель рассказал две разные судьбы молоденьких и хорошеньких женщин, не наделив умом ни одну из них, будто подчёркивая, что на Невском женской глупости больше чем разумности и целомудрия.


Брюнетка



Милейшее создание, предмет очарования романтичного художника. Это девушка семнадцати лет, с ангельским белым личиком, обрамлённым агатовыми волосами, спадающими интересными локонами из-под шляпки, с голосом как струны арфы. И в этой милой девушке, в которой ещё так много осталось от детства, оказалась падшая женщина.

Но Гоголю мало показать, что прелестная внешность и внутреннее содержание девочки — полный диссонанс. Он капнул глубже, в самую суть проблемы. Писатель будто даёт шанс героине к «правильной» жизни и посылает к ней влюблённого художника, который непросто готов помочь — он желает жениться.

Тут и вскрывается социальный порок в полном безнравственном свете. Девчонка не желает ничего менять в своей жизни. Её устраивает тот разврат, в котором она, несомненно, погрязнет.

Блондинка



Лёгкое создание, порхавшее перед поручиком, изначально казалось недоступным, а её глупость составляла особенную прелесть. Писатель замечает, что все её душевные недостатки были как-то по-особенному привлекательны.

Эта женщина не лишена нравственности, но её ограниченность носит патологический характер и высмеивается автором при каждом случае.

Герои второго плана


Каждый персонаж в произведении выполняет определённую миссию, раскрывая обитателей Невского проспекта с разных сторон.

Шиллер

— это совершенный немец, так называет его автор. Он ещё в двадцать лет чётко определил собственные приоритеты и не делал себе никаких поблажек. Жестяных дел мастер поставил себе цель — собрать за десять лет капитал в пятьдесят тысяч, и шёл к своей цели. В точное время подъём, обед, а пьянка только в воскресенье, и то закрывшись с товарищами в отдельном помещении. Он был верен своему слову.

Он и в личной жизни имел чёткий порядок. Например, целовал жену не более двух раз в сутки, кроме воскресенья. Да, в воскресенье позволял себе.

Но флегматичный характер не делает его размазнёй. Проявляется и наглость — он смеет называть цену за свою работу, увеличивая её в несколько раз. Обнаруживается и решительность — застав Пирогова со своей женой, немец не дал ему спуску, несмотря на то, что перед ним был офицер.

Гофман и Кунц

— это друзья жестянщика Шиллера. Несмотря на воскресные попойки, немцы не бездельники. Гофман сапожник, Кунц столяр. Эти ремесленники живут своей диаспорой, держатся вместе, приходят друг другу на помощь.

Немцы показали себя достаточно слаженным коллективом, во время расправы над любителем чужих жён, Пироговым. Это не делает им чести, но говорит о коллективной сплочённости.

Краткое содержание


Один день из жизни Невского проспекта...



Один день из жизни Невского проспекта

Запах гулянья разливается по Невскому проспекту. Это место встреч, развлечений, знакомств. Все дела свои можно позабыть, оказавшись на проспекте.

Утром отовсюду разливается аромат только что выпеченного хлеба. А нищие рассчитывают у кондитерской получить вчерашнюю выпечку. Мужики спешат на работу и можно услышать бранную речь. Бегут мальчишки, спешат служащие. Только просыпаются держатели магазинов.

В двенадцать часов Невский проспект превращается в педагогическую зону. Он заполонён гувернёрами-иностранцами со своими воспитанниками. К двум часам появляются родители этих воспитанников, и чиновники по особым поручениям. Всем есть о чём поговорить, что обсудить. В это время здесь всё исполнено приличием, ведь все готовились к выходу на Невский: наряжались, причёсывались, обливались духами.

Но уже в три часа новая перемена — это время чиновников в мундирах, в головах которых вечный ералаш. А в четыре всё пустеет. До самого вечера здесь каждого видно как на ладони.

Приходит вечер и снова всё «начинает шевелиться». Теперь на Невском заманчиво. Выходят на прогулку секретари и секретарши, по большей части холостые.

Здесь же прогуливаются два приятеля. Рассматривают хорошеньких женщин, и начинают друг другу выражать восторг. В итоге приятели разошлись. Пирогов почти заставил художника проследовать за брюнеткой, а сам отправился за блондинкой.


Приключение Пискарева с летальным исходом


С трепетом отправился молодой человек за милой девушкой в пёстром плаще. Он так спешил, что сбивал прогуливающихся людей, а это было совсем несвойственно его робкой натуре.

Когда девушка взглянула на него, художник чуть не ослеп от такой красоты. И хотя взгляд был гневным, Пискарёв посчитал его обворожительным. Когда девочка улыбнулась, земля просто ушла у него из-под ног. Теперь он не шёл, он летел за ней.

Вот и четырёхэтажный дом, где незнакомка, приложив палец к губам, приказывая вести себя тихо, увлекла его за собой. Неопределённая потребность любви влекла художника, и он взбежал за красавицей на четвёртый этаж.

Молодой человек не раздумывая принял приглашение. А в комнате куда он попал, оказались и другие девушки. Но его незнакомка была вне конкуренции. Молодость и свежесть выделяли её от других женщин.

Пискарев и незнакомка

Вокруг было не прибрано, а из соседней комнаты долетал смех. И только тут Пискарев понял, что он находится в отвратительном приюте, а попросту в публичном доме. Да и красавица его стала говорить. Из её уст летели глупости, и художнику показалось, что вместе с порочностью ум покинул эту милую головку. Несчастный Пискарёв бросился вон.

Происшествие настолько поразило молодого человека, что он никак не мог сопоставить девичью красоту с тем развратом, в котором её нашёл. Долго он сидел неподвижно, уже и сон стал его одолевать, когда вдруг стук в дверь заставил встрепенуться.

Это был лакей, принёсший приглашение от барыни. И хотя у художника были сомнения, он отправился на приём, организованный в самых лучших традициях. Всё здесь было роскошно. Пискарёв растерялся.





Но вот он увидел её: лучшую, очаровательную, блистательную. И тут заметил, что он-то сам не переоделся. Приехал в рабочем сюртуке, перепачканном красками, какой конфуз.

Желание прикоснуться к прекрасной незнакомке заставляет забыть обо всём на свете. Произошло объяснение, и незнакомка подтвердила свою непричастность к публичному дому. А после художник потерял её из виду, и, бегая из комнаты в комнату, искал повсюду. Тут Пискарев проснулся — это всё ему приснилось.

Романтик согласен хоть во сне видеть свою возлюбленную, но она больше не снится ему. Каждый день художник засыпает с мыслью увидеть свою незнакомку, но нет, не снится. Мужчина потерял покой. Чтобы восстановить своё состояние и побороться с бессонницей он раздобыл опиум.

Опиум помог. Незнакомка стала приходить во сны влюблённого. Однажды ему приснилось, что красавица стала его женой. Проснувшись, парень задумался. Может быть, девочка вынужденно стала проституткой, может быть, она хочет вырваться из этого лона разврата. Так я ей помогу! Я совершу подвиг — женюсь.


Герой отправляется в дом терпимости. Дверь открыла Она. Юная проститутка не стесняясь рассказывает, что только утром, совершенно пьяной попала домой, и спрашивает, зачем он сбежал в прошлый раз.

Обескураженный художник провёл свою агитационную работу, о том как плохо быть ночной бабочкой, и попытался разрисовать прелестную жизнь с таким обычным работягой, как он.

Странно и удивительно девчонка отреагировала на проповедь. Ей это ничего не нужно! Влюблённый понял, её жизнь — это разврат, пустота и праздность. Он бросился вон.

Обезумевший художник, вернувшись домой, заперся и никого не впускал. Через неделю выломали дверь и нашли несчастного с перерезанным горлом. Бритва лежала рядом.

Над покойником всплакнул только пьяный сторож. Даже покровитель его, Пирогов, не пришёл, занятый своими делами.

Приключение Пирогова


Между тем поручику некогда было скучать. Расставшись с Пискарёвым, он отправился за блондинкою и провожал её пока не узнал адрес — это была квартира-мастерская. Заправлял здесь известный в округе жестянщик Шиллер.

Комната, куда впорхнула женщина, пройдя через мастерскую, была опрятна. Там и наткнулся Пирогов на хозяина со своим другом-сапожником Гофманом. Немцы были пьяны и раздумывали, как бы отрезать нос Шиллера. Ведь из-за большого носа уходит много табака, а это дорого.

Поручик заказывает шпоры
Приём был оказан поручику самый нелицеприятный, его послали вон. И хотя Пирогов оскорбился и ушёл, уже утром он явился и стал заигрывать с блондинкой. Он нашёл повод, и стал заказывать себе шпоры у Шиллера. Даже завышенная цена и сроки выполнения заказа его не отпугнули.

Хотя немка оказала явный отпор, Пирогов решил не отступать от ухаживаний. Ему она стала ещё интересней. Повод ходить сюда у него был — узнавать как изготовляются шпоры, он и приходил каждый день. Получив свой заказ, поручик так расхвалил шпоры, что Шиллер возгордился собой и сменил свой гнев на милость. Теперь немец согласился изготовить оправу к кинжалу.

Уходя из мастерской, поручик позволил себе поцеловать блондинку прямо в губы, и прямо при её муже. Такой поступок вызвал в немце что-то похожее на ревность. А Пирогов уже хвастал перед офицерами, что у него интрижка с замужней хорошенькой немкой.

В один из дней глупенькая блондинка рассказала поручику, что по воскресеньям мужа не бывает дома, он встречается с друзьями. И в ближайшее воскресенье офицер решил этим воспользоваться. Он явился в дом Шиллера.

Поручик танцует с немкой
Пирогов был очень почтителен и любезен. Не стал пугать девушку, приятно шутил и предложил потанцевать. Большая охотница к танцам, блондинка с удовольствием приняла такое предложение. В танце поручик не удержался и бросился целовать женщину. Немка стала кричать, но мужчина не мог остановиться.

Остановиться, однако, пришлось. На пороге явился муж блондиночки, вместе со своими друзьями. И хотя все ремесленники были абсолютно пьяны, гнев и негодование их были самыми настоящими. Отбиться от трёх пьяных работяг Пирогов не смог, задали ему немцы. Его раздели и высекли.

Изначально оскорблённый офицер решил жаловаться генералу, в главный штаб, и даже в государственный совет, чтобы немецких ремесленников наказали. Но он быстро успокоился, зайдя по дороге в кондитерскую. Съел два пирожка, почитал газету, и гнев отпустил его.

А прогулявшись по Невскому проспекту, попав в гости к правителю контрольной коллегии, потанцевав и отличившись в мазурке, вовсе успокоился.

Анализ произведения


События не переносят читателя в другое время, а описывают текущий период, то есть двадцатые-тридцатые годы XIX века. Тогда не было социальных сетей, и в определённом смысле, проспект является той сетью, где можно кого угодно встретить, что угодно узнать, посплетничать.

Гоголь

Гениальность сочинения Николая Васильевича, заключается в том, что он показал Невский проспект, как выставку людей. И на этой живой, движущейся и дышащей выставке есть место абсолютно разным экспонатам. Литератор не выбирал лучшие экспонаты. Напротив, он словно брёл по Невскому, замечая каждого. А после случайно остановился на двух товарищах — Пискарёве и Пирогове.

К тому аромату интеллигентности, который раскрывается с первых строк рассказа, постепенно примешивается душок уродливой реальности. Действительность не так иллюзорна, как рисует её в своих романтических мечтах художник. Судьба не благосклонна к нему, посылая влюблённость к проститутке. А все его попытки найти решения тщетны.





Гоголь не зря подобрал своему герою говорящую фамилию — Пискарёв. Все призывы художника похожи на писк. Он не может донести своей возлюбленной чувства и благие намерения, а получая от красавицы отказ, вовсе не может справиться с жизненной ситуацией. Перед сложившейся проблемой парень оказался беззащитен, а смерть, как выход из ситуации, выглядит театром абсурда.

О полном сосредоточении на физиологической стороне жизни говорит и фамилия поручика — Пирогов. Кругозор, ограниченный желаниями бездуховными и безнравственными, основная проблема офицера.

К теме безответной любви, Гоголь искусно привязал тему одиночества больших городов. Ведь будь кто-то рядом возле несчастного художника, возможно, он остался бы жив. Но в огромном городе не нашлось человека, который протянул бы руку помощи, в момент духовного кризиса влюблённого. Даже в последний путь проводить несчастного никто не пришёл.

Автор показал, что не каждый сможет выжить в круговороте Невского проспекта. Здесь правит балом глупость, чёрствость, разврат, меркантильность, трусость.

В конце повести Николай Васильевич уже не так оптимистичен. И если с первой строки автор заявлял: «Нет ничего лучше Невского проспекта», в конце произведения он печально делает вывод: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект».

Комментарии для сайта Cackle