Биография Владимира Высоцкого
Содержание:
■ Детство и юность
■ Театр
■ Музыка
■ Кинематограф
■ Личная жизнь
■ Тяжелые зависимости
■ Смерть Высоцкого
■ Детство и юность
■ Театр
■ Музыка
■ Кинематограф
■ Личная жизнь
■ Тяжелые зависимости
■ Смерть Высоцкого
Владимир Высоцкий – прославленный советский исполнитель авторской песни, актер, поэт. За роль в картине «Место встречи изменить нельзя» в 1987 году награжден Государственной премией СССР, посмертно.
Во многом, именно благодаря многогранной личности, интересному типажу и харизме, он сумел приковать к себе взгляды десятков миллионов человек.
Детство и юность
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья.
В 1946 году Высоцкие развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. О своих первых заграничных впечатлениях Владимир Высоцкий писал матери в Москву:
Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги.
В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь же Владимир пошел в пятый класс 186-й мужской средней школы. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.
В школе Высоцкий увлекся литературой: в 14 лет он вместе с одноклассником Владимиром Акимовым написал фантастическое произведение «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. В 1953 году сочинил свое первое стихотворение-посвящение Иосифу Сталину «Моя клятва».
Некоторые эпизоды из школьной жизни он позже использовал в своих сочинениях. Одноклассник Высоцкого, Владимир Акимов, вспоминал:
В 8-м классе, допустим, преподаватель зоологии дала ученикам задание вырастить плесень на куске черного хлеба. Выполнил задание отличник и Володя… Он принес плесень на морковке — то ли вырастил, то ли случайно обнаружил и принес на урок. У учительницы было прозвище Морковка, поэтому простить эту выходку она ему не смогла до окончания школы. Позже эта автобиографическая история попала в прозаическое произведение Высоцкого «Роман о девочках».
Параллельно с учебой и занятиями писательством, Владимир участвовал в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спектакли.
После окончания школы парень стал студентом строительного института, но после первого семестра вдруг понял, что ошибся, и бросил учебу, даже не дожидаясь окончания первого курса.
В некоторых источниках упоминается, что даже в этом поступке проявилась его эксцентричность. В канун нового года Владимир и его однокурсник трудились над чертежами, чтобы получить разрешение на сдачу экзаменов. Напряженная работа длилась несколько часов, и когда все было готово, Владимир взял банку с тушью и безжалостно вылил ее на свою работу. Он понял, что это не его судьба, и ушел. Оставшиеся 6 месяцев он использовал, чтобы подготовиться к новым экзаменам.
В том же году его биография резко изменилась – он стал студентом МХАТа, и уже на третьем курсе вышел на сцену театра в постановке «Преступление и наказание». В это же время состоялся и его кинематографический дебют. Высоцкий засветился в картине «Сверстники».
Театр
После окончания театрального вуза Владимир начал свою творческую биографию со сцены театра им.Пушкина. Он прослужил там недолго, и вскоре уже сменил ее на подмостки Театра миниатюр. Молодого артиста задействовали в эпизодических ролях или в массовых сценах, и это не доставляло ему никакого удовольствия.
Владимир Высоцкий в спектакле в роли Хлопуши
Высоцкий пытался поступить на службу в «Современник», но в итоге оказался в труппе Театра на Таганке, которому оставался верным всю свою жизнь. Именно здесь раскрылся его творческий потенциал, он успел побывать Пугачевым, Гамлетом, Галилеем, Свидригайловым. В составе труппы этого театра Владимир выезжал на гастроли за границу, побывал во многих странах Европы, в Канаде, Мексике, Таити, несколько раз в Штатах.
Музыка
Тексты к песням Владимир сочинял сам. Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений.
Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом раньше. Эта песня называется «49 дней». Она написана о подвиге российских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Стихи были посвящены благородной теме, но это не заставило Высоцкого полюбить свое творение. Он называл эту песню пособием для халтурщиков и отзывался о ней очень негативно. По мнению автора, можно насочинять множество таких стихов, просто открыв рубрику актуальных событий в любой газете и переписав фамилии. Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал.
Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у Булата Окуджавы, которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах. Первые слушатели не оценили «дворовые» мотивы музыканта, да и самому Высоцкому они не особо нравились. Как музыкант Владимир Семенович созрел немного позже. В 1965 году песня «Подводная лодка» стала знамением того, что юношеское творчество раннего поэта закончилось. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании.
В 1968 году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».
В 1975 году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет». Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора.
В 1978 году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры лояльно к творчеству Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.
В следующем году музыкант много гастролировал, выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.
В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.
Высоцкий продолжал гастролировать. Во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, в дуэте с которым исполнил множество песен и романсов. Певцы планировали записать пластинку, но Владимир не успел этого сделать.
В последние годы жизни артист не переставал давать концерты. Он выступал в Ленинграде, Калининграде и Москве, продолжал играть Гамлета в Театре на Таганке.
В репертуаре музыканта и поэта более 600 песен, а также около 200 стихов. Его концерты посещали толпы поклонников. Творчество Владимира Высоцкого по сей день не теряет актуальности. Музыкант дал больше полутора тысяч концертов по всему миру. Еще при жизни Высоцкий выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в его исполнении.
Точную дискографию всех альбомов и сборников, в которых участвовал Высоцкий, создать практически невозможно, так как их издавали в разных странах, изымали из продажи, переписывали. После смерти Высоцкого его песни продолжали выходить на пластинках.
Кинематограф
Свою первую актерскую роль Высоцкий сыграл в фильме «Сверстницы». Далее последовали уже более серьезные картины: «Карьера Димы Горина» и «713-й просит посадку». Тем не менее, режиссеры по-прежнему не доверяли ему главных ролей.
Высоцкий в фильме Вертикаль
Возможно, это было связано с тем, что Высоцкий начал злоупотреблять спиртным. Впоследствии алкоголь стал причиной появления многих проблем в его личной и творческой биографии.
Всенародную любовь и признание Владимиру Семеновичу принесла картина «Вертикаль», к которой он написал все музыкальные композиции. На следующий день после выхода фильма на экраны, Высоцкий стал любимым актером и музыкантом многих советских граждан.
Когда-то в далеком детстве юный Володя исполнял на гитаре композиции популярных авторов, а теперь в каждой дворовой компании молодежь наперебой пела его собственные песни.
Высоцкому очень нравился кинематограф, поэтому он, несмотря на колоссальную загрузку в театре и постоянные бардовские концерты, продолжал сниматься у известных режиссеров. Ему удалось сыграть в таких популярных картинах, как «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Короткие встречи» и т. д.
Несмотря на признание публики, Высоцкий находился в серьезной конфронтации с властями СССР. Компартия постоянно ставила палки в колеса музыканту, делая все возможное, чтобы препятствовать распространению его песен. Справедливости ради нужно заметить, что при всем этом многие руководители государственных структур откровенно симпатизировали Высоцкому, помогая улаживать те или иные проблемы.
В связи с постоянными невероятными нагрузками, Владимир Высоцкий начал серьезно пить, из-за чего его неоднократно выгоняли из родного театра на Таганке. Однако затем ему снова предлагали главные роли, которые он блестяще исполнял на сцене. Именно в это время он сыграл Гамлета, который стал его визитной карточкой.
С какими бы проблемами в жизни бард не сталкивался, он никогда не фальшивил, а полностью отдавался любимому делу.
Впервые на телевидении его показали в эстонской передаче «Парень с Таганки», где зрители могли более подробно узнать о жизни своего кумира. Потом он появился на экранах французского телевидения, где исполнял авторские песни и отвечал на вопросы зрителей.
Несмотря на огромный интерес к Высоцкому со стороны отечественных и зарубежных граждан, при жизни его ни разу не показали по Центральному Телевидению СССР.
Одной из самых знаковых ролей в творческой биографии актера стала работа в сериале «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий настолько мастерски и правдиво сыграл старшего оперуполномоченного Глеба Жеглова, что образ этого героя привязался к нему на всю жизнь.
Многие цитаты и крылатые выражения из этого фильма вошли в советскую культуру, как ее неотъемлемая часть.
Он сыграл почти в 30-ти кинокартинах, в 6 фильмах пел свои собственные песни, а ещё в 11-ти его песни исполняли другие люди.
■ 1961 «Карьера Димы Горина» Роль: Софрон (монтажник-высотник)
■ 1962 «713-й просит посадку» Роль: американский моряк
■ 1963 «Штрафной удар» Роль: Юрий Никулин (гимнаст)
■ 1965 «Стряпуха» Роль: Андрей Пчёлка
■ 1965 «На завтрашней улице» Роль: Пётр Маркин (бригадир)
■ 1967 «Короткие встречи» Роль: Максим (геолог)
■ 1967 «Вертикаль» Роль: Володя (радист)
■ 1968 «Интервенция» Роль: Воронов/Бродский
■ 1968 «Хозяин тайги» Роль: Рябой (бригадир сплавщиков)
■ 1968 «Служили два товарища» Роль: Брусенцов
■ 1975 «Бегство мистера Мак-кинли» Роль: Билл Сигер (певец)
■ 1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Роль: Ибрагим Ганнибал
■ 1979 «Маленькие трагедии» Роль: Дон Гуан
■ 1962 «713-й просит посадку» Роль: американский моряк
■ 1963 «Штрафной удар» Роль: Юрий Никулин (гимнаст)
■ 1965 «Стряпуха» Роль: Андрей Пчёлка
■ 1965 «На завтрашней улице» Роль: Пётр Маркин (бригадир)
■ 1967 «Короткие встречи» Роль: Максим (геолог)
■ 1967 «Вертикаль» Роль: Володя (радист)
■ 1968 «Интервенция» Роль: Воронов/Бродский
■ 1968 «Хозяин тайги» Роль: Рябой (бригадир сплавщиков)
■ 1968 «Служили два товарища» Роль: Брусенцов
■ 1975 «Бегство мистера Мак-кинли» Роль: Билл Сигер (певец)
■ 1976 «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Роль: Ибрагим Ганнибал
■ 1979 «Маленькие трагедии» Роль: Дон Гуан
Личная жизнь
Официально Высоцкий был женат 3 раза. Однако любимых женщин в его биографии было гораздо больше.
Первая жена
Высоцкий с Изольдой Жуковой
В 1960 г. студент Владимир Высоцкий, в возрасте 22 лет, вступил в брак с Изольдой Жуковой, которая также училась во МХАТе. Однако их семейный союз очень быстро распался, не просуществовав и года.
Вторая жена
Высоцкий с Людмилой Абрамовой
В 1962 г. второй женой артиста стала Людмила Абрамова, родившая ему двух сыновей – Аркадия и Никиты. Тем не менее, в 1970 г. состоялся их официальный развод.
Третья жена
Третьей и последней супругой Владимира Высоцкого была Марина Влади. Он влюбился в нее сразу же, как только увидел по телевизору. Музыкант постоянно думал о ней и пересматривал фильмы с ее участием.
Высоцкий с Мариной Влади
Однажды совершенно случайно он встретил Влади в ресторане за обедом. Актер без раздумий направился к ее столику и стал смотреть ей прямо в глаза. Этот взгляд предопределил их дальнейшую судьбу. В общем-то, не мудрено, что Высоцкому удалось покорить сердце француженки, ведь женщины буквально преследовали знаменитого поэта и музыканта.
В 1970 г. они поженились. В течение 10 лет, вплоть до самой смерти Высоцкого, Марина Влади оставалась рядом с ним, и была для него не только любимой женщиной, но и надежной опорой в жизни. Однако их брак был далеко не идеальным. Музыканта неоднократно замечали в окружении других девушек, что нередко было причиной семейных ссор.
Роман с Афанасьевой
Высоцкий с Оксаной Афанасьевой
Достоверно известно, что у Высоцкого был роман с Оксаной Афанасьевой, младшей его на 20 лет. Это была настоящая влюбленность с трепетным ухаживанием и глубокими чувствами. Законная жена артиста в это время жила в Париже, но при этом прекрасно знала о любовных похождениях мужа.
Вскоре Афанасьева переехала на квартиру к Высоцкому, и стала жить вместе с ним. Спустя немного времени артист стал изменять и ей.
Тяжелые зависимости
Алкоголизм Высоцкого был наследственным. Он пил часто и много и столько же раз пытался победить эту пагубную привычку. Лечился у лучших наркологов.
Ложился на операцию по вшиванию капсулы, а перед этим писал расписки, что понимает, чем грозит употребление спиртного. Но срывался каждый раз и уходил в запой. За несколько месяцев до смерти лег на операцию по очистке крови — гемосорбцию, но и она не помогла.
О том, что Высоцкий начал употреблять наркотики, в своей книге «Владимир, или прерванный полет» написала Марина Влади. Зависимость артиста подтвердил его администратор Валерий Янклович. По его словам, Высоцкий приводил в пример западных артистов, говорил, что это помогает оставаться в форме.
Врач Леонид Сульповар заявил, что для вывода артиста из запоя часто использовали наркотические вещества. Он не исключил, что в одном из медицинских учреждений могли не рассчитать дозу.
Новая зависимость начала полностью поглощать артиста. За год до смерти перед концертом в Бухаре, оставшись без наркотика, Высоцкий вколол себе стоматологическое обезболивающее и впал в кому. Тогда его спас личный врач Анатолий Федотов, который ввел ему стимулятор прямо в сердце. Через год медик не спасет артиста. А по одной из версий, убьет его.
Смерть Высоцкого
Во время Олимпийских игр в Москве все аптеки и больницы взяли под жесткий контроль. Достать необходимые препараты для Высоцкого окружение не могло. Актер снова начал сильно пить. В квартире на Малой Грузинской улице с ним постоянно находились личный врач Федотов и администратор Янклович.
Информация о том, что происходило в квартире за день до смерти Высоцкого, отличается рядом деталей.
По одной информации, желанный укол с наркотиком артист все же получил. Но после того, как препарат перестал действовать, у него началось настоящее бешенство. Федотов накачал его седативными препаратами, которые артист запил алкоголем. В итоге это привело к смерти.
Некоторые считают, что именно личный врач подсадил Высоцкого на иглу, чтобы контролировать его. Некоторые авторы полагают, что Федотова к артисту прикрепили спецслужбы.
По другой версии, ослабевший Высоцкий умер от асфиксии. От вколотого успокоительного язык запал в горло и перекрыл доступ кислорода. По словам врача Леонида Сульповара, асфиксия у артиста в тот день действительно была.
Госпитализировать его не могли. В институте имени Склифосовского, где тогда работал медик, к Высоцкому относились настороженно. Несколько врачей отправились в тюрьму за передачу наркотиков артисту. Решили подождать день, когда Сульповар будет на дежурстве. Но не успели.
Врач Станислав Щербаков считает, что артист от препаратов впал в медикаментозную кому, из которой его не смогли вывести.
В смерти артиста виноваты его друзья, заявил следователь Павел Николаев. Тогда он был простым участковым, в чьем ведении находился дом на Малой Грузинской.
По его словам, артист сильно напился и начал буянить. В итоге друзья связали его простынями и вынесли остудиться на лоджию. Вспомнили про него только под утро, когда тело его уже остыло. У Высоцкого были ослабленные сосуды, а скрутили его крепко. В итоге произошло серьезное внутреннее кровоизлияние.
Большинство слухов о внезапной смерти 42-летнего Высоцкого начались тогда, когда судмедэксперты не смогли провести вскрытие. О том, почему им не дали этого сделать, версии разнятся: по одной — сам артист перед смертью просил этого не делать. По другой — родственники не захотели, чтобы кто-то узнал о его зависимостях.
О смерти Высоцкого сообщили только две газеты: «Вечерняя Москва» и «Советская культура». Но сообщение об уходе артиста быстро разлетелось по городу. На церемонию прощания к Театру на Таганке пришли более 100 тысяч человек.