08.09.2021

Биография Виктора Цоя




Виктор Робертович Цой — легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в известных фильмах эпохи перестройки: «Асса» и «Игла».

Биография Виктора Цоя

Виктор Цой всегда делал то, к чему лежала его душа. Наперекор всем он шел своим путем и сумел добиться невероятного успеха. Благодаря его творчеству, русский рок стал совсем другим, облачился в новую форму, приобрел лиричность и просто бешеную популярность. Сам певец стал настоящей иконой и символом 80-х. О его творческом наследии до сих пор спорят критики и профессиональные музыканты, но все они едины во мнении, что Виктор Цой – это феномен, разгадать который очень непросто. Он пользовался бесконечной любовью и уважением при жизни, и эта любовь не ослабела и сейчас, когда прошло столько лет с момента его смерти.

Детство и семья


Прадед Виктора Цоя перебрался во Владивосток еще до революции 1917 года - родину пришлось покинуть, чтобы не попасть под призыв в японскую армию, которая тогда захватила Корею и объявила войну Китаю. В 30-х по приказу Сталина советских корейцев начали массово переселять с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Так семья будущего музыканта оказалась в Казахстане.

Цой в детстве

Отец Виктора Цоя Роберт Максимович родился в городе Кызылорда. После школы он уехал учиться в Ленинград, закончил Военмех и в итоге осел там, устроившись инженером на завод. Со своей будущей супругой Валентиной Гусевой, учительницей физкультуры из Пушкина, Цой-старший познакомился в гостях у друзей. Через несколько дней он сделал девушке предложение.

Валентина вспоминает:

С Робертом Максимовичем, отцом Вити, я познакомилась на новогоднем вечере, он был с гитарой, — рассказывала мама музыканта Валентина Васильевна Цой. — И потом, когда мы поженились, гитара так и вошла в наш дом. Через полтора года после свадьбы у нас появился Витя. Он родился рядом с Парком Победы, в двухэтажном зданьице. В этом же парке позже он работал спасателем на лодочной станции.

Витя родился 21 июня 1962 . Супруга предлагала назвать мальчика Дмитрием, но Роберт Максимович настоял на своем варианте: Виктор - с латыни значит «победитель».

Родители Цоя

Витя с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью:

Я полностью доверяла ему... Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому родители в 1974 году определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Цой с семьей

По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду:

Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь

Музыка также была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе.

Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6".


После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.

Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли. Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Творческий путь Виктора Цоя


Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым.

Цой с гитарой

По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.

В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.

Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече:

Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое

Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.

Стартовала работа над созданием дебютного альбома под руководством Бориса Гребенщикова, предрекавшего Цою громкую славу. Коллектив часто выступал вместе с «Аквариумом», вынужденная пауза случилась, только когда Виктор Цой лег в психиатрическую клинику, чтобы откосить от армии. Полученный опыт стал основой песни «Транквилизатор».

Середина 80-х ознаменовала период триумфа «Кино»: вышли композиции «Видели ночь» и «Мама — анархия», группа снялась в короткометражке «Конец каникул». При этом солист нашумевшего коллектива работал в бане на проспекте Ветеранов, где мыл помещения, а позднее — кочегаром. Неудивительно, что на вопрос, чувствует ли он себя звездой ленинградского рока, Виктор отвечал зрителям после концерта, что это нелегко, когда трудишься в котельной.

Расцвет группы «Кино»


Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум». Альбом был готов летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45».

Группа Кино

В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было.

Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения.

19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу.

После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом.

Выступление группы Кино

Весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.

Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.

В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия».


С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана». В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни».

В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа.

Айзеншпис вспоминал:

Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный

Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания».

Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».

Цой в кинематографе


Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах».

Цой в фильме Игла

В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки. Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».

Личная жизнь Виктора Цоя


Про таких, как Виктор Цой, говорят: «Торопился жить». Он и выглядел старше сверстников, и казался окружающим мудрым не по годам. Возможно, зрелости добавляла немногословность и скромность — знакомые уверяли, что Виктор оставался закрытым, твердым и сдержанным, даже когда его накрыла популярность.

Цой с Марианной и ребенком

Молодой 19-летний парень, который на фоне друзей-музыкантов мало пил и говорил только по делу, понравился 23-летней Марианне Родованской. Встреча на квартирнике закончилась обменом телефонами, и вскоре пара уже проводила вечера на прогулках по Ленинграду. Услышав песни Виктора, предприимчивая Марианна, заведовавшая в то время цехами постановочной части в цирке, решила стать администратором концертов «Кино».

Из воспоминаний мамы Виктора Цоя:

Он был тонко организованным, очень ранимым человеком. Марианна совсем другая. Боксерка. Такой человек, может быть, и нужен был Вите в профессиональном плане. Когда надо было «драться», Витя пускал ее вперед, и она делала это с удовольствием. А он шел за ней и помалкивал — вот так и начался его имидж молчуна. Она была его единомышленницей, помощницей, двигала его к славе

После трех лет отношений влюбленные поженились, а в 1985-м у них родился сын Александр. Радостное событие совпало с пиком популярности группы. Но не так страшны для брака гастроли, как съемки в кино, ведь именно на площадке «Ассы» Цой встретил новую любовь — ассистента второго режиссера Наталью Разлогову.

Интеллигентная девушка, окончившая филфак, покорила музыканта. Виктор не стал кривить душой и сразу признался супруге, что полюбил другую. Однако развода не случилось: то ли из-за сына, то ли из-за затягивания процесса Марианной.

«Он мог от нее устать, — рассуждала мать Цоя о причинах разрыва с Марианной. — Мне кажется, поэтому они и расстались. Последние годы он жил с Наташей в Москве. Закрылся начисто и с нами свой разрыв с Марианной не обсуждал. И она долго это скрывала, видно, надеясь, что он вернется. А мы делали вид, что ничего не знаем. Саша был все время около нас».

Трагическая смерть Виктора Цоя


Виктора Цоя не стало 15 августа 1990 года. Его жизнь оборвалась в автокатастрофе, которая случилась на трассе Слока – Талси близ латвийского городка Тукумс. Он отдыхал в Прибалтике и возвращался домой. Его машина протаранила автобус «Икарус». Водитель автобуса остался жив, а Виктор Цой погиб на месте. Расследование пришло к выводу, что певец от переутомления просто уснул за рулем.

Одно время говорили, что он не спал, просто наклонился поменять кассету в магнитоле и пропустил поворот, но никаких подтверждений этой версии нет.

Гибель Виктора Цоя в автокатастрофе

Страна пережила настоящий шок после этого известия. Его похоронили 19 августа 1990-го на Богуславском кладбище Санкт-Петербурга. Проводить в последний путь своего кумира собрались тысячи его фанатов.

Его могила всегда укрыта живыми цветами, там всегда горят свечи. Недалеко от него похоронены и две его любимые женщины – мама Валентина и жена Марианна.

Память о Цое увековечена в многочисленных памятниках, причем не только на родине, но и за рубежом. Самая главная из всех скульптур находится на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Там великий «певец перемен» изображен сидящим на мотоцикле.

В том месте, где произошла смертельная авария, также стоит монумент, высота которого впечатляет – 2м 30 см. Там певец стоит в своей любимой позе, скрестив руки.

По задумке скульптора Амирана Хабелашвили и художника Руслана Верещагина, авторов этого монумента, на нем красуются строки из композиции «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».

День памяти Виктора Цоя


Новость о гибели лидера группы «Кино» шокировали сотни тысяч человек по всей стране.

Стена памяти Цоя

На следующий день в Москве, в Кривоарбатском переулке, стихийно возникла «стена Цоя» - люди начали оставлять на ней надписи, строчки из песен. ( Здесь до сих пор собираются «киноманы», поклонники рока, неформалы. Несмотря на многочисленные возмущения местных жителей и то, что стену периодически перекрашивают, надписи появляются вновь и вновь). К слову, аналогичные стены возникали и во многих других городах СССР - Днепропетровске, Минске, Могилеве.

19 августа проститься с Виктором Цоем на Богословского кладбище Ленинграда пришли несколько тысяч человек.

В январе 1991 года вышел «Черный альбом» группы «Кино». Музыканты дописывали черновые записи песен уже без Цоя. После гибели солиста группа сообщила о своем роспуске.

В России больше десятка городов и поселков, улицы которого названы именем солиста «Кино» - Арзамас, Артем, Копейск, Анадырь и др.

Интересные факты о Викторе Цое


1. С Борисом Гребенщиковым из группы «Аквариум», который на тот момент был самым известным ленинградским рок-музыкантом, Виктор Цой познакомился в пригородной электричке. Под рукой была гитара. 19-летний Цой спел мэтру свою главную песню раннего периода - «Мои друзья». БГ, как потом не раз признавался, был восхищен. Именно он помог записать группе «Кино» их первые альбомы.

2. Осенью 1983 года Виктор Цой полтора месяца пролежал в стационаре психиатрической больницы - так он избежал призыва в армию.

3. После окончания профтехучилища лидер «Кино» какое-то время работал в реставрационной мастерской Екатерининского дворца в городе Пушкине.

4. В свободное время Виктор Цой вырезал из дерева «японские» фигурки нэцкэ.

5. Чтобы избежать наказания за тунеядство, с 1986 по 1988 годы Виктор Цой работал кочегаром в котельной, которая располагалась в подвале жилого дома на улице Блохина, 15. Это место прозвали «Камчаткой» - в честь одной из песен раннего «Кино». Сюда же устроились работать и другие рок-музыканты - Александр Башлачев, основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. После гибели Цоя «Камчатка» стала одним из главных мест паломничества фанатов музыканта. Сейчас здесь находится небольшой клуб-музей.


6. После выхода «Иглы» журнал «Советский Экран» (тогда это был главный «глянец» СССР, посвященный кино) назвал Виктора Цоя лучшим актером 1989 года.

7. В 2010 году Вячеслав Бутусов написал песню на стихи Виктора Цоя, сохранившиеся у семьи, - «Дети минут». Она вышла на альбоме группы «Ю-Питер», в которой Бутусов играл с экс-гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном.

8. В том же 2010-м режиссер Рашид Нугманов выпускает фильм «Игла.Remix». В нем используются сцены оригинального фильма, а новые эпизоды с участием Виктора Цоя делают анимированными. От идеи использовать дублера Нугманов наотрез отказался.

9. Знаменитый корейский конькобежец Ан Хен Су в 2011 году получил российское гражданство. В России он стал Виктором Аном - имя взял в честь знаменитого музыканта Виктора Цоя. Имя, которое переводится как «победитель», помогло. Для России Ан выиграл три золота на Олимпиаде, дважды становился чемпионом мира, восемь раз - чемпионом Европы.

10. В 2018-м паспорт Виктора Цоя, выданный в 1979 году, был продан на аукционе в Москве за 9 млн. рублей. Рукопись песни «Хочу перемен» - за 3,6 млн. Записная книжка Цоя с телефонами известных музыкантов Ленинградского рок-клуба - за 3 млн.

Комментарии для сайта Cackle