10.09.2021

Биография Островского




Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Островский

За свою жизнь писатель создал около 50 пьес. Многие из них прочно вошли в русскую культуру. Стали частью золотого фонда классики. Сейчас их изучают в рамках школьной программы.

Детство и юношество драматурга


Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованью, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой.

Друг будущего драматурга поэт Николай Берг писал:

В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия Жуковского, Александра Пушкина. В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке.

Актер Федор Бурдин вспоминал:

Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой

Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.

Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»

Самое начало жизни его [Островского] поражает своей нелепостью. Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук».

В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами и простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.

Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.

Творчество


Творческая биография Островского началась в середине 40-х. Несмотря на плотный график государственной службы, Александр Николаевич находил время для литературной деятельности. Благо, материальное положение тоже это позволяло.

Островский

В ранние годы Островский подражал Гоголю и Белинскому, они были его литературными кумирами, ориентирами в мире искусства. Несмотря на отсутствие широкого опыта, первые работы Александра Николаевича были вполне самостоятельными и целостными, представляли высокую художественную ценность.

В 1846 году из-под пера Островского вышло сразу несколько работ. Наиболее известной стала пьеса «Несостоятельный должник», которую сейчас знают под названием «Свои люди — сочтемся!».

В присущей ему сатирической манере Островский изложил историю хитрого купца, который махинациями решил объявить себя банкротом, но в итоге был обманут собственной дочерью и ее мужем. В те же годы в «Московском Городском Листке» вышли «Картины семейной жизни» и «Записка замоскворецкого жителя», ставшие дебютом автора.

Еще до обретения широкой известности Островский делился своими работами с коллегами по цеху. Читал пьесы гостям, представителям литературных кругов. Профессиональные критики и писатели всерьез называли Александра Николаевича светилом русской драматургии и прочили ему большое будущее.

Островский автор пьесы Свои люди — сочтемся
Пьеса «Свои люди — сочтемся!» была опубликована в журнале «Москвитятин». Произведение получило широкую известность. Сам же автор стал в одночасье знаменит. Работу литератора оценили по достоинству, в том числе и такие фигуры отечественного искусства, как Н. Гоголь и И. Гончаров. Однако не обошлось и без неприятных событий. Известно, что одну из сцен пьесы Островский прорабатывал с актером Дмитрием Горевым-Тарасенковым. Однако все ограничилось лишь небольшим фрагментом произведения.

После публикации работы, литератора неоднократно обвиняли в плагиате и присвоении заслуг своего соавтора. Как считают исследователи, кампанию против Островского организовали крупные купцы. Это и не удивительно: среди московского купечества оказалось немало недовольных произведением.

Представители торговой сферы узнавали в комедийных, преувеличенных образах себя. Купцы объявили Островскому настоящую войну. Благодаря связям, а возможно и взяткам, пьеса Александра Николаевича была запрещена. Ставить ее никто не решался. Более того, информация о произведении и ситуации в целом дошла до самого Николая I. По инициативе императора Островского уволили с судебной службы, а затем за писателем и вовсе установили полицейский надзор. Добиться постановки, а также отмены жесткого необоснованного давления удалось только после смерти Николая и воцарения его сына Александра II с его сравнительно либеральным курсом.

Первая Пьеса Островского «Несостоятельный должник» смогла получить постановку лишь в 1861-м. Несмотря на временную опалу, автор продолжал трудиться и при Николае. Из-под его пера вышла комедия «Не в свои сани не садись». В 1853 ее поставили в Малом Театре.

Здание Малого театра в МосквеЗдание Малого театра в Москве

Примечательно, что Александр Николаевич отдал ее совершенно бесплатно. Более того, он активно участвовал в репетициях, помогал актерам создать достоверные образы. История кавалериста, который хотел поправить материальное положение браком по расчету, оказалась интересна широкой публике.

Следом за пьесой вышло новое произведение — «Бедность не порок». Работа, как и прежние, вышла в журнале «Москвитянин» и была посвящена глупости и жадности богачей, власть имущих.

В середине 50-х произведения Островского стали основой для формирования русского театра и произвели настоящую революцию. После публикации «Бедность не порок» Островский поссорился с руководством «Москвитятина». Причиной стали финансовые разногласия. Вскоре писатель начал сотрудничать с «Современником».

Островский автор пьесы Несостоятельный должник
Пьесы Островского были принципиально новым для российского театра явлением. В отличие от высокопарных, пафосных постановок на малопонятные темы, произведения драматурга характеризовались простотой изложения и вполне обыденными, ясными даже необразованному крестьянину ситуациями. За описание провинциального быта Островского прозвали «Колумб Замоскворечья»: он показал статусной столичной публике, что жизнь, и не менее кипучая, чем у них, есть и за пределами Санкт-Петербурга.

Отечественный театр получил мощный толчок в развитии, однако особенности пьес Островского требовали от актеров совсем другого подхода.

Между тем, автор продолжал развиваться. В 56-м году он стал частью редакции журнала «Современник». В поисках новых сюжетов и свежих идей Александр Николаевич отправился в путешествие по России. Он ездил по глубинкам страны, отдаленным частям государства, изучал быт местного населения, его речь, убранство домов, подмечал интересные детали. Не обходилось и без неприятностей. В самом начале путешествия произошел несчастный случай, в результате которого Островский получил несколько переломов и долго лечился. Во время вынужденного покоя он написал пьесу «Доходное место».

Поездка по России помогла драматургу найти свежие идеи. Итогом творческого турне стали новые произведения: «Воспитанница», «Не сошлись характерами». В 1859 на свет появилось первое крупное собрание сочинений Островского в двух томах. Оно стало популярным и быстро разошлось по рукам. Всего через год в 1860-м Александр Николаевич опубликовал свою знаменитую «Грозу». За новую работу он получил престижную премию и был избран в Петербургскую академию наук.

Начало 70-х ознаменовалось новым периодом творчества драматурга, он всерьез заинтересовался историей, вел переписку с крупным исследователем Н. Костомаровым. Результатом их сотрудничества стали «хроники в стихах»: «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

Александр Островский с артистами Малого театраАлександр Островский с артистами Малого театра

В конце 60-х и начале 70-х Островский выпустил «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги». Пьесы, которые дополняли друг друга по смыслу и содержанию. В тот же период литератор закончил работу над произведением «Лес». Из-под его пера появились пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коты Масленица».

70-е стали временем высокой творческой активности автора. В 1873 Островский работал в непривычном для себя жанре сказки. По заказу управления театрами литератор подготовил текст «Снегурочки». Музыку для произведения написал Петр Ильич Чайковский, который сотрудничал с Островским. К концу десятилетия драматург опубликовал еще два произведения: «Волки и овцы» и знаменитую «Бесприданницу».

Однако последнее публика встретила без энтузиазма. Островского критиковали за творческие решения. Но как показало время — произведение просто опередило свое время и стало слишком новаторским в художественном отношении. В последующие годы литератор работал над пьесами «Без вины виноватые» и «Таланты и поклонники». За весь период творчества А.Н. Островский написал более 50 произведений. Также он трудился над переводами зарубежной классики. Благодаря его стараниям русская публика смогла познакомиться с работами Шекспира и не только.

Личная жизнь Островского


Агафья с ребенкомАгафья с ребенком
Островскому было около 24 лет, когда он познакомился с Агафьей Ивановной (фамилия ее неизвестна), доброй и обаятельной девушкой, но простолюдинкой, жившей неподалеку от него в Замоскворечье.

Когда про эту «дружбу» узнал отец, он пригрозил лишить Островского наследства, если отношения пойдут дальше. Юноша жениться не собирался, но не мог расстаться с любимой, в том числе и потому, что она забеременела.

Без церковного брака, но с осуждением со стороны родственников, Островский стал жить с Агафьей. Можно ли назвать их союз счастливым? Вряд ли. Они были бедны. На момент начала совместной жизни писатель получал мизерное жалование чиновника, а пьесы его еще не доходили до публики. Агафья рожала детей, но все они умирали в детстве, за исключением старшего сына. Из-за этого девушка страдала. Страдал и сам Островский, рассчитывая все-таки найти женщину своего круга.

Любовь Никулина-КосицкаяЛюбовь Никулина-Косицкая
Он даже увлекся другой – актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. В конце 50-х случился их непродолжительный роман. Она отвергала его, говоря: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же». Актриса просила не терять дружбу, поэтому теплые отношения продолжались долгие годы. Девушка сыграла в нескольких постановках, включая Катерину в «Грозе». По воспоминаниям современников, «вся Москва бежала смотреть на Косицкую».

Друзья говорили, что Агафья знала об отношениях Островского и актрисы. Но душевные муки перенесла достойно, не теряя уважения к себе и чувств со стороны мужа. Нежное отношение к супруге Островский сохранил до самой ее смерти… Жена и любовница ушли из жизни примерно в одно время, Агафья скончалась в 1867 году, а Любовь – в 1868-м.

Мария Васильевна – законная жена



Мария БахметьеваМария Бахметьева (справа)
Прошло всего два года после смерти супруги, а Островский вновь сочетался узами брака, на этот раз обвенчался в церкви. Избранницей стала актриса Малого Театра Мария Васильевна Бахметьева. Знакомы они были несколько лет, часто пересекались в театре, есть мнения, что Агафья знала и об этом увлечении мужа. После смерти гражданской жены Мария не оставила вдовца, она, тогда юная выпускница театра, ухаживала за ним, заставляя работать. Прошел год, и Островский уже не представлял жизни без Марии. Через два года у пары родился ребенок, потом еще трое детей. Пожалуй, Островский не верил, что Мария с ним счастлива, потому как среди его произведений встречались пьесы о страдающих женщинах («Без вины виноватые», «Таланты и поклонники»), но, возможно, это было просто особенностью его творчества. И с Марией он наконец нашел покой.

Смерть


В Духов день, 14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы. Принято считать, что причиной смерти стала стенокардия.

Могила Островского

Современники великого автора отмечали, что бедственное материальное положение усугубило состояние его здоровья. Кроме того, он постоянно находился в круговороте событий, не давая себе ни минуты отдыха. По мнению близких людей, это и послужило причиной нарушения сердечной деятельности.

Захоронение русского драматурга находится рядом с могилой его отца на кладбище при Храме во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. Для организации похорон император Александр III выделил три тысячи рублей. Вдове и ее детям была пожалована годовая пенсия, которая в сумме составила более пяти тысяч. Впоследствии семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.

Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского.

Интересные факты



1
Островский владел несколькими языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим.

2
Драматургу пришлось пережить предательство со стороны актера Горева-Тарасенкова, который предложил ему сотрудничество, а потом распространил слухи о том, что Островский ворует идеи у других авторов.

3
Далее по Москве поползли слухи о том, что писатель является плагиатором, а его тексты написаны кем-то другим. Александр Николаевич сильно переживал по этому поводу и решил написать Гореву-Тарасенкову письмо с просьбой признать обман. Однако, тот отказался. Эта неприятная история вдохновила Островского на создание пьесы «Бедность – не порок».

4
Молодые авторы часто приносили Островскому свои работы, чтобы он дал им оценку. Творец был невероятно занятым человеком, но для всех начинающих писателей находил время на рецензии, порой довольно объемные.

5
Прототипом Катерины из «Грозы» была Любовь Павловна Косицкая, к которой драматург испытывал романтические чувства.

6
Молодой Петр Чайковский свое первое оперное произведение написал по пьесе Александра Николаевича «Воевода». А вот автором либретто для этой оперы стал сам Островский. Премьера спектакля состоялась в январе 1869 года на сцене Большого театра.

7
Количество переизданий произведений Островского не поддается подсчету. Мастер стал не просто знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.

8
Книги Островского расходятся большими тиражами даже через сто лет после его ухода.

Пьесы



■     Семейная картина
■     Свои люди — сочтёмся
■     Утро молодого человека
■     Неожиданный случай
■     Бедная невеста
■     Не в свои сани не садись
■     Бедность не порок
■     Не так живи, как хочется
■     В чужом пиру похмелье
■     Доходное место
■     Праздничный сон — до обеда
■     Не сошлись характерами
■     Воспитанница
■     Гроза
■     Старый друг лучше новых двух
■     Свои собаки грызутся, чужая не приставай
■     За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)
■     Козьма Захарьич Минин-Сухорук
■     Грех да беда на кого не живёт
■     Тяжёлые дни
■     Шутники
■     Воевода (Сон на Волге)
■     На бойком месте
■     Пучина
■     Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
■     Тушино
■     Василиса Мелентьева
■     На всякого мудреца довольно простоты
■     Горячее сердце
■     Бешеные деньги
■     Лес
■     Не всё коту масленица
■     Не было ни гроша, да вдруг алтын
■     Комик XVII столетия
■     Снегурочка
■     Поздняя любовь
■     Трудовой хлеб
■     Волки и овцы
■     Богатые невесты
■     Правда — хорошо, а счастье лучше
■     Последняя жертва
■     Бесприданница
■     Сердце не камень
■     Светит, да не греет
■     Невольницы
■     Таланты и поклонники
■     Красавец мужчина
■     Без вины виноватые
■     Не от мира сего


Комментарии для сайта Cackle