Биография Федора Шаляпина
Содержание:
■ Детство и юность
■ Творческий путь
■ Две семьи
■ Между войной и эмиграцией
■ Смерть
■ Арии
■ Интересные факты
■ Детство и юность
■ Творческий путь
■ Две семьи
■ Между войной и эмиграцией
■ Смерть
■ Арии
■ Интересные факты
Федор Шаляпин – великий русский оперный, камерный певец, обладатель уникального баса. Он был солистом Большого и Мариинского театров, пел в Метрополитен-опера. Творчество легендарного баса получило признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Он пел для всех — для образованных людей и для народа. Народные песни в исполнении Шаляпина пользуются особенным успехом, в них звучит широкая русская душа, ее необъятная удаль и размах.
Шаляпин получил репутацию артиста, соединившего в своем творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные и выдающиеся актерские способности». Смог проявить себя в живописи, графике, скульптуре и кинематографе.
Детство и юность
Федор Шаляпин родился в Казани 13 февраля 1873 года в простой крестьянской семье. Его родители поселились в городе, переехав в Казань из Вятской губернии. Отец мальчика Иван Яковлевич, грамотный человек, имевший хороший почерк, служил писчим в управлении земства. Мать будущего певца, Евдокия Михайловна, вела домашнее хозяйство. Отец имел пагубное пристрастие к горячительным напиткам. В пьяном виде он становился буйным, нередко поднимал руку на супругу и детей.
Родители рано обратили внимание на красивый дискант маленького Феди, мальчик часто и с удовольствием подпевал своей матери-певунье. В девять лет он сам попросил у регента Щербинина разрешения петь в церковном хоре. Этот человек принял участие в судьбе крестьянского мальчишки, прослушал его, после сам обучил нотной грамоте.
За пение в церковном хоре юный Шаляпин получал жалованье. Отец семейства был практичным человеком, церковное пение он считал легкомысленным занятием, не приносящим пользу. По его мнению, мальчика следовало учить ремеслу, которое могло бы прокормить его во взрослой жизни. Он пристроил Федора в ученики к крестному отцу мальчика, сапожнику.
Кроме того, Федор успевал учиться в школе. Он показал себя способным учеником, окончил несколько классов начального образования с отличными отметками.
Сначала он учился в частной школе госпожи Ведерниковой, однако был исключен оттуда за фривольное поведение. Педагоги застали его во время поцелуя с одноклассницей. Учиться в приходском и ремесленном училище Федору нравилось, но из-за тяжелой болезни матери учебу пришлось забросить.
Отец устроил сына на работу, молодой Шаляпин занял должность помощника писаря. Несколько лет юный архивариус посвятил переписыванию бумаг, он называл этот временной отрезок самым скучным и печальным в своей жизни. В указанный период он не мог петь, и очень страдал из-за этого. Голос певца переживал период ломки.
Карьера юного архивариуса шла по накатанной дорожке, ничто не предвещало ни взлетов, ни падений. Но однажды Шаляпин совершенно случайно оказался в Казанском оперном театре. Он внимательно прослушал все представление и был по-настоящему очарован магией искусства. После посещения театра помощник писаря решил кардинально изменить сферу своей деятельности.
Творческий путь
К 16 годам голос Шаляпина уже оформился, это был необычайно красивый, сильный бас. Федор решил пройти прослушивание в оперном театре. Но его ждала неудача, неопытный певец не справился с испытанием. Но Федор не сдавался. Он обратился в драматический коллектив В. Серебрякова, куда и был принят статистом за смехотворное жалование. Сам Шаляпин говорил, что тогда он работал «за пятак».
Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.
Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого.
Талантливый самоучка, невзирая на несколько провальных дебютов, со временем обрел сценическую уверенность. О его способностях становится известно Г.И. Деркачу, руководителю малороссийского странствующего театра. Шаляпина приглашают в труппу этого театра. Он начинает гастролировать по российским городам. Но после театрального сезона остается без работы и средств к существованию.
Когда певец оказался в Тифлисе, неравнодушные люди посоветовали ему обратиться к Дмитрию Усатову. Знаменитый тенор, долгое время служивший в Большом театре, принял участие в судьбе щедро одаренного крестьянского сына. Он не только взял Шаляпина на полное обеспечение, но и долгое время занимался с ним.
Федор учился, и одновременно служил в местном оперном театре, исполнял басовые партии. Обучение нелегкому искусству пения у знаменитого тенора продолжалось в течение года. За это время Шаляпин разучил все популярные оперы, познакомился с этикетом. Усатов ввел певца в музыкальный круг, вскоре Шаляпин стал работать по контракту. Набравшись опыта, он решил попытать счастья в южной столице.
В Россию музыкант вернулся лишь в 1893 году. Находясь в Санкт-Петербурге Федор Иванович поступил в труппу Лентовского, затем Зазулина.
Молодой человек отличался приятной, интересной внешностью, проницательным тембром, а также выразительными артистическими способностями. Не обратить внимание на такого яркого певца оказалось просто невозможно. Федор Иванович стал любимцем столичной публики. Хвалили его и критики. Даже те, которые обычно были скупы на словесные награды.
В 1895 году творческие начинания и успехи артиста получили оценку на самом верху. Талантливого певца пригласили в труппу Санкт-Петербурга. На новом месте артист исполнил свои самые яркие роли: Мефистофеля в знаменитой опере «Фауст» по произведению Шарля Гуно, а также Руслана в постановке по известному сочинению Михаила Глинки.
Были в его послужном списке и другие роли, в том числе комические, в спектаклях по трудам зарубежных классиков, но такой же высокой оценки и широкой известности они не получили.
Вскоре, Федор Иванович перешел в «Частную русскую оперу» и начал работать с новой силой. Именно здесь он исполнил одни из наиболее известных партий в операх «Русалка», «Псковитянка», «Моцарт и Сальери», «Садко» и прочих. По воспоминаниям современников, Шаляпин хорошо чувствовал дух произведений, проникал в самую основу задумки автора, а затем играл свою роль, воплощал образ настолько достоверно, насколько это вообще было возможно.
В период работы на подмостках «Частной русской оперы» Федор Иванович много солировал, выступал с большими партиями, был одной из центральных фигур на сцене. Среди его работ были роли в постановках по мотивам произведений «Жизнь за царя» Глинки, «Хованщина», а также «Борис Годунов».
Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил. «Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» — говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором.
Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.
Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.
Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг.
И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса.
Вскоре, меценат и владелец театра — Мамонтов, дал артисту полную свободу действий. Позволял участвовать в утверждении репертуара, а также в организации и художественном оформлении постановок. Он сыграл большую роль в раскрытии талантов и возможностей Шаляпина.
Тем временем в императорских театрах поменялся директор — им стал полковник Теляковский, который предложил Федору Ивановичу новые условия сотрудничества. У Мамонтова контракт заканчивался, Шаляпин понимал неизмеримо большие возможности казенной сцены, потому согласился. Он рассчитывал на то, что новое руководство сможет поменять костный театральный уклад. Но скоро понял, что надеяться на это было наивно.
Две семьи
В 1898 году Шаляпин женился на Иоле Торнаги, итальянской балерине, с которой познакомился в Нижнем Новгороде.
Федор Шаляпин и Иола Торнаги
Семья обосновалась в Москве. Через год родился первенец – Игорь, «Игрушка», как звал его отец. Затем появились почти погодки – Ирина, Борис, Татьяна и Федор, Лидия. А Игорек умер в четыре года от аппендицита. Федор Иванович настолько страшно переживал утрату, что собирался застрелиться. Семья сменила место жительства, а когда родился сын Борис, рана немного затянулась.
В 1906 году, когда Иола навещала родню в Италии, на ипподроме Шаляпин познакомился с 25-летней вдовой Марией Валентиновной Петцольд. Оказалось, что у них много общих знакомых, они стали часто встречаться. Когда Мария Валентиновна покинула Москву, стало ясно, что между ними произошло нечто большее, чем мимолетное увлечение.
Фёдор Шаляпин с Марией Петцольд
Иола все свое время отдавала семье и детям, Мария же стала сопровождать Шаляпина на все гастроли, разделяя и тяготы, и радости. Так появились две семьи – Иола с детьми продолжали жить в Москве, Мария обосновалась в Санкт-Петербурге. В 1910 году она родила дочь Марфу. Когда Иола узнала о зеркальной жизни мужа, то попросила Шаляпина не травмировать детей уходом из дома. Несколько лет певец жил между двух городов. Союз с Марией принес еще дочерей – Марину и Дасию. Шаляпин делал официальные прошения на имя императора, чтобы всех дочерей признали законными и позволили носить его фамилию.
Между войной и эмиграцией
В 1900 году Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала. Театр интересовался условиями, на которых он мог бы выступить у них в «Мефистофиле» Бойто. Певец не поверил своим глазам и заломил высокий гонорар в надежде, что он отпугнет итальянцев. Но Ла Скала согласились заплатить 15 000 франков, и Шаляпин отправился в Милан.
Это было его первое выступление за рубежом и сразу – в театре такого уровня как Ла Скала. Волнения были напрасны - итальянцы им восхищались. Комплименты отвешивал даже скупой на эмоции Тосканини, дирижировавший спектаклем.
Шаляпин в роли Бориса Годунова
Затем последовали вечера в Монте-Карло и, наконец, С. Дягилев пригласил Шаляпина в Париж – сначала на концерты, а затем в постановку «Бориса Годунова». После триумфа спектаклей в столице Франции оперой Мусоргского заинтересовался и Ла Скала. Певец переживал, что темпераментной нации не придется по вкусу русская драма, но напрасно – «Борис» исполнялся по-итальянски и очень хорошо принимался публикой.
В 1907 году состоялся дебют Шаляпина в Нью-Йорке в «Мефистофиле», «Севильском цирюльнике», «Фаусте» и «Дон Жуане». Спектакли не стали успешными, американский зритель оказался неподготовлен к открытой и искренней сценической манере певца. Раздраженный бас ответил журналистам, что американцы только тогда начнут понимать искусство, когда у них родится свой Бомарше. Вслед уехавшему певцу газеты разразились статьями о его невоспитанности и неблагодарности. Помня такой прием, долгие годы еще Шаляпин будет отклонять гастрольные приглашения США.
Однажды к Шаляпину зашел его приятель, либреттист Анри Каэн. Он спросил, как тот относится к тому, что Жюль Массне напишет оперу «Дон Кихот» на либретто Каэна. Федор Иванович был приятно удивлен, а когда два годя спустя композитор пригласил его к себе и показал за роялем произведение, разрыдался. В 1910 году с огромным успехом опера была представлена в Монте-Карло.
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Шаляпину пришлось отменить все зарубежные выступления. Он на собственные средства открыл два лазарета для помощи раненым солдатам. Вскоре пришла и революция.
В 1921 году Федор Иванович, заплатив последние деньги за паспорт, через протекцию Луначарского смог выехать за границу. После того как о его спонтанном выступлении в Риге написали европейские газеты, ему тотчас посыпались телеграммы из всех концов света. Шаляпин отправился в Лондон, а после - в США. Когда артист вернулся в Петербург, было немедленно принято решение уезжать за рубеж.
При этом необходимо было обставить дело так, чтобы отъезд не походил на бегство. Заручившись приглашением на длинные гастроли по городам Америки, он выбивал из властей разрешение на выезд.
Встреча Ф.И.Шаляпина с поклонниками на вокзале
Выступления в Америке обеспечивали стабильный доход, и Шаляпин обосновался в Париже, купив целый дом на проспекте Эйло. Советское правительство в течение нескольких лет делало вид, что верит в затянувшиеся гастроли, но в 1927 году на родине разразилась буря. Поводом послужил невинный эпизод – в белоэмигрантской газете Шаляпина поблагодарили за пожертвование, которое он сделал в адрес русских сирот и инвалидов Парижа.
Советская печать из благородного поступка певца сделала вывод о сочувствии им белому движению, Маяковский разразился обличительными стихами. В августе Шаляпина лишили звания народного артиста. Посольство также уведомило об утрате им гражданства.
Смерть
В последнее турне по странам Дальнего Востока Шаляпин отправился в середине 30-х годов. Он дает свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. После этого, вернувшись в Париж, артист почувствовал себя нехорошо.
В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови: Шаляпину остается год жизни.
Доктора в один голос твердили, что лейкемия с таким богатырским телосложением и в таком возрасте встречается крайне редко. Также существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу – шишкой зеленоватого цвета. Доктора утверждают, что подобные новообразования возникают при отравлении радиоактивным изотопом или фенолом. Вопросом, что же случилось с Шаляпиным на гастролях, и задался краевед из Казани Ровель Кашапов.
Кашапов считает, что Шаляпина «убрала» советская власть как неугодного. В свое время он отказался вернуться на родину, плюс ко всему, через православного священника оказывал материальную помощь бедным русским эмигрантам. В Москве его поступок назвали контрреволюционным, направленным на поддержку Белой эмиграции. После такого обвинения о возвращении уже не шло и речи.
Вскоре певец вступил с властью в конфликт. Его книга «История моей жизни» была напечатана иностранными издательствами, а разрешение на печать они получили у советской организации «Международная книга». Шаляпина возмутило столь бесцеремонное распоряжение авторскими правами, и он подал в суд, который обязал СССР выплатить ему денежную компенсацию. Разумеется, в Москве это расценили как враждебные действия певца против советского государства.
А в 1932 году он написал книгу «Маска и душа» и издал ее в Париже. В ней Федор Иванович в жесткой форме высказался по отношению к идеологии большевизма, к советской власти и в частности к Иосифу Виссарионовичу Сталину.
В последние годы жизни Шаляпин проявлял максимальную осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не впускал. Но в 1935 году певец получил предложение об организации гастрольного тура в Японии и Китае. А во время гастролей в Китае ему предлагают дать концерт в Харбине, хотя изначально выступление там не планировалось. Краевед Ровель Кашапов уверен, что как раз там доктору Витензону, сопровождавшему Шаляпина в этом туре, был вручен аэрозольный баллон с отравляющим веществом.
Аккомпаниатор Федора Ивановича, Жорж де Годзинский, в своих воспоминаниях утверждает, что перед выступлением Витензон осмотрел горло певца и, несмотря на то, что нашел его вполне удовлетворительным, «побрызгал ментолом». Годзинский рассказывал, что дальнейшие гастроли проходили на фоне ухудшающегося здоровья Шаляпина.
Перенос праха Шаляпина на Новодевичье кладбище
Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и только в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.
Арии
■ Жизнь за царя (Иван Сусанин): Ария Сусанина «Чуют правду»
■ Руслан и Людмила: Рондо Фарлафа «О, радость! Я знал»
■ Русалка: Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые»
■ Князь Игорь: Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха»
■ Князь Игорь: Ария Кончака «Здоров ли, князь»
■ Садко: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»
■ Фауст: Ария Мефистофеля «Спустилась тьма»
■ Руслан и Людмила: Рондо Фарлафа «О, радость! Я знал»
■ Русалка: Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые»
■ Князь Игорь: Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха»
■ Князь Игорь: Ария Кончака «Здоров ли, князь»
■ Садко: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»
■ Фауст: Ария Мефистофеля «Спустилась тьма»
Интересные факты
1
В Ла Скала, на момент приезда туда Шаляпина, гримировались весьма примитивно, русский бас поразил итальянских коллег мастерством владения сценическим гримом.
2
Миланская клака выставила Шаляпину счет на 4000 франков, после оплаты которого обещала поддержать его дебют в Ла Скала. Артист платить не стал, но своим выступлением убедил даже раздосадованных клакеров – они искренне выражали ему восторги, притом совершенно бесплатно.
3
Федор Иванович был настолько разочарован, что Мария Валентиновна родила третью девочку – он так хотел сына – что несколько дней не разговаривал с супругой. Дасю, однако, обожал и баловал едва ли не больше всех.
4
В эмигрантских кругах ходила легенда о том, что у Шаляпина, несмотря на его обеспеченность, никогда не было с собой больше трех рублей. Возможно, в этом есть доля правды - не стоит забывать, что на его попечении находились 9 детей в Париже, включая детей Марии Валентиновны от первого брака, а также бывшая жена и старшая дочь в СССР.
5
Шаляпин был также талантлив и в живописи. Лучше всего ему удавались карикатуры и шаржи. На теплоходе по пути в США он как-то нарисовал шаржей на сумму, превышающую гонорар за спектакль.
6
Американцы платили Шаляпину больше, чем Энрико Карузо – редкий случай, когда бас ценится выше тенора.
7
Сын Шаляпина Федор Федорович до конца жизни называл вторую семью отца незаконной.
8
Свою супругу Иолу Шаляпин ласково называл Ёлочкой.
9
Мария Петцольд была также уроженкой Казани.
10
В 1984 году прах Федора Ивановича был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.